Nomad Страна:Казахстан
Время отдыха: Дата вылета май 2019

Дата09.08.19 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели188

Дорога до Босжиры была весьма живописна.

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

Особую живопись придавали свинцовые облака, накрывшие Мангышлак — как мы ни надеялись, погода так и не разгулялась. Мы пылили по кривым степным дорожкам — то по верхней поверхности чинка, наблюдая из окон машин глубокие обрывы, то спускаясь вниз, на белую меловую поверхность, поросшую скудной зеленью… И вдруг на горизонте замаячило что-то интересное. Это были Клыки Босжиры, визитная карточка этого места. Это были очень старые клыки. Обломанные, покрытые кариесом, они выступали из гигантской меловой челюсти и подпирали низкое серое небо.

Мы, быстренько их зафоткав, решили проехать немного дальше за них, в надежде найти дорогу туда, куда мы хотели попасть (а куда мы хотели попасть?), но уперлись в какой-то тупик и два черепа архаров, с которыми устроили фотосессию. А что, прикольно! После нас и наших Дастеров, это были самые высокие объекты в степи (кроме гор, само собой). Развернувшись, мы вернулись к клыкам.

Пока наши водители под руководством руководителей художественно выстраивали Дастеры для фотосессии, я залез на соседний меловой холмик (уже без зуба). Преследовал я две цели — сфотографировать мелкие Дастеры на фоне гигантских зубов и поискать полезные ископаемые, в глубине души вообще надеясь споткнуться о зуб мегалодона или, на худой конец, об аммонит.

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

Но, судя по всему, эти меловые отложения были совсем древними — попадались только белемниты (и то, все разломанные вдоль) и панцири доисторических морских ежей, намертво вмурованные в белую поверхность.

Поснимав в разные стороны, я спустился и пошел левее, когда мы подъезжали к клыкам, я обнаружил одно интересное местечко. Там ровная белая поверхность была просто усеяна какими-то темными конкрециями, которые были вымыты или выдуты из мелового слоя. Не знаю, что это было, но выглядело это все интересно!

Окучив клыки, мы расселись по машинам, и поехали дальше, туда, куда мы хотели попасть.

«- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно — сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

— Только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти.»

В результате, мы немного проехали назад, и, поднявшись на очередной чинк, погнали, насколько позволяла колея, вперед. Дорога вывела нас на узких хребет, с которого открывалось удивительная картина — и слева и справа земля была в десятках метрах ниже, а хребет разделял все это дело пополам. Само собой, мы все повыскакивали из машин, которые стояли гораздо ближе к сыпучему краю хребта, чем нам этого хотелось, чтобы уже в который раз попытаться заснять неснимаемое.

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

Закончив съемку, мы продолжали штурмовать бездорожье, по которому была проложена колея,

и вдруг выехали в то (или почти то) место, куда мы так стремились. Оттуда открывалась панорама на половину Устюрта, лежащую в сотне метров ниже. Были видны и Клыки, и еще много чрезвычайно живописных и разнообразных холмов, замков, гор, крепостных стен, вырастающих из мелового дна древнего моря. И даже начавшийся дождик не охладил нашего восхищения! Жаль только, что погода подвела, несмотря на то, что было всего половина шестого вечера, из-за серых туч было темно, и картинка, которую мы видели, ну никак не играла.

Немного успокоившись, мы обрядились в дождевики (ибо дождь усилился), и приступили к разбивке лагеря и приготовлению ужина. В связи с непогодой, Ольга решила не удивлять нас хитроделанной едой, а быстренько наварила гречки, и, как фокусник из шляпы, достала целую батарею банок, тут же ставших легендарными, бычков в томате.

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

Думаю, что крымские бычки впервые оказались настолько далеко от ближайшей воды. Бычки с гречкой (никогда бы мне не пришло в голову сделать такой микс!) пошли на ура. Впрочем, мне кажется, что на ура пошли бы и слегка отваренные конские ребра и бараньи черепа, аппетит на степном воздухе был будь здоров! Пока мы расправлялись с бычками, дождь перестал, и, о чудо, где-то далеко над Устюртом облака разошлись, и из-за них показалось закатное Солнце. Ай-ай, вот это был реальный (или, скорее, нереальный) экстаз! Мы поставили стулья вдоль края чинка, сели, как в театре в первом ряду, и наблюдали за великолепнейшим природным спектаклем, который продолжался целый час!

При этом первые полчаса это был просто красивый закат, со стандартными желто-оранжевыми цветами,

но вот вторая половина, когда солнце уже ушло за горизонт, откровенно вынесла нам мозг!

Небо и облака взорвались какими-то нереальными розово-красно-фиолетовыми цветами, и если учесть, что на этом фоне торчали неземные круглые горы-останцы, то мне это все напоминало как минимум, Венеру, ну, или вообще еще неизвестную нам планету…

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

Подождав, пока окончательно стемнеет, мы расползлись по мокрым палаткам, не подозревая, что утром нас ждет очередное чудо, на которые оказался так богат Казахстан.

Утром следующего дня мы начали высовывать носы из палаток в надежде на рассвет, но… все, что было ниже уровня нашего чинка, тонуло в сплошном тумане. Вот незадача! Подождав немного, неугомонные Вибасы сели в машину, и поехали чуть дальше, где, еще вчера, была обнаружена достопримечательность, которую мы так долго искали — Корабль Босжиры. Мы вяло телепались по лагерю, в надежде что погода наладится, как вдруг вибасовским голосом захрипели рации — Все езжайте сюда, облака расходятся! Мы попрыгали в машины, и понеслись по следам вибасовского Дастера, который был обнаружен припаркованным в паре километров от нашего лагеря.

Тут было… да… тут было… От увиденного захватывало дух, перехватывало горло, в животе вылуплялись из куколок и летали бабочки, по телу бегали мурашки, волосы становились дыбом, приподнимая головные уборы, глаза расширялись, а пальцы судорожно давили на кнопки «шедевр» на наших пыльных фотоаппаратах.

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

В этом месте чинк образовал подобие мыса, при этом, если посмотреть направо, то было видно несколько отдельно стоящих круглых гор, изо всех сил пытающихся удержать остатки тумана,

прямо, с другого ракурса, были видны Клыки, да и вообще вся челюсть,

а слева… Слева, с одной стороны подсвеченный солнцем, отбрасывая длинную тень, по меловому морю плыл Корабль Босжиры.

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

Бело-зеленые горы на бело-зеленой поверхности постоянно меняли свой цвет и свет — по небу плыли облака, и бегущие по земле тени устраивали световое шоу менее красочное, но не менее завораживающее, чем вчерашний закат. Словом, нам, в меру испорченности, оставалось только охать, ахать или материться от восторга.

«-Эх, хорошо-то как!!! …Мать, мать, мать… — по привычке отозвалось эхо.»

Сдается мне, что в этой точке было сделано максимальное количество фотографий, место было живописное до невозможности. Но, живопИсь живопИсью, надо было возвращаться в лагерь, и продолжать наш путь по Устюрту. Скрепя сердца, мы загрузились в машины и вернулись в покинутый лагерь, откуда, должен заметить, открывался не менее захватывающий вид, разве что только без корабля. Быстро заглотив завтрак и собрав палатки (с каждым разом у нас это получалось все быстрее и быстрее), мы устроили очередную фотосессию.

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

Егор снимал фантастические виды с дрона, мы с Колей уехали на узкий мыс, выдающийся справа от нашего лагеря, чтобы сделать красивые фотки Дастера, ну и заодно пощелкать вокруг, словом, уезжать нам не хотелось.

По-хорошему, стоило бы там задержаться еще на одну ночь, уж больно замечательное было место. Но… «все, что не по графику — нафиг, нафиг».

Нас ждала следующая точка — Карынжарык, а там место под названием Три Брата. Путь наш шел строго на юг, к туркменской границе. Проведя в дороге остаток дня, мы, уже ближе к вечеру, приехали в поселок под названием Ак Кудук. Местечко было так себе. Тут были дикие дети, которые пугались странных белых людей и ласковые верблюжата, ластившиеся к экспедиционерам, тут и там разбросанные домишки и какие-то странные железные конструкции. Неподалеку от нас гордо возвышался туалет типа «сортир» — подозреваю, что это был единственный туалет на весь поселок, которого, между прочим, даже не было указано на maps.me!!! Поселка, не туалета…

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

Руководство в лице Коли и Славы посовещалось и поняло, что они нифига не знают, куда ехать дальше. В связи с этим они отправились в поселок в поисках проводника. Должен заметить, что кроме еще неразумных детей и совсем неразумных верблюдов, особой жизни в поселке не наблюдалось. Вернувшись через некоторое время обратно (мы это время проводили с пользой, общаясь кто с сортиром, кто с верблюдами), они констатировали, что по-русски в поселке не говорят, но тем не менее, им удалось найти аборигена, который завтра проведет нас в искомое место. Осталось найти место для ночлега, ибо разбивать лагерь в пределах видимости Кудука почему-то никому не хотелось. Отъехав несколько километров от поселка, мы нашли уютную ложбинку в песчаных дюнах, поросших травой и невысоким кустарником, где и разбили лагерь.

Ночь прошла без происшествий, утром мы встретились с аборигеном на «буханке», и, под его чутким руководством, погнали в сторону Туркмении. Он заранее предупредил, что проводит нас только до половины дороги, дальше начинаются погранпосты, и погранцы не любят, когда местные раскатывают туда-сюда без особой необходимости. По ходу, «буханка» дала сто очков вперед западному автопрому — она фигачила по колее как по асфальту, иной раз даже приходилось ее притормаживать, связываясь по рации с Радистом, который ехал вместе с казахом в УАЗике, и откликался на позывной «белая акула» (????). Откровенно говоря, без проводника мы вряд ли бы попали в Трем Братьям. Каким-то непостижимым образом он выбирал одну нужную колею из десятков, расходившихся по степи, местами уже напоминавшей полупустыню. Наконец он остановился — через несколько километров по прямой был погранпост (куда он попадать не хотел), а от него уже было не очень далеко ехать. Мы тепло с ним распрощались, и поехали в сторону погранзаставы, ориентируюсь на вышку, виднеющуюся на горизонте.

На заставе к нам вышел офицер с парой рядовых, узнал у нас что к чему, кто мы и откуда, есть ли у нас все необходимые бумаги и паспорта, и после всех формальностей пропустил наш отряд дальше, обязав нас вернуться в срок и в полном составе. Сомневаюсь, что кто-либо из нас лелеял мечту перейти через границу в Туркмению, хотя до нее и было километров 20, если не меньше.

Буквально сразу за заставой мы обнаружили живописное озерцо с рукотворным водопадом — откуда в пустыне столько воды — загадка. Мы было хотели там искупаться, но обнаружили, что по земле ползают прямо-таки стаи клещей! Блин, клещ — это вам не скорпион. За ними я бы с удовольствием побегал, а вот гулять в шлепках среди клещей у меня желания не возникало. Помимо клещей тут была еще одна русская экспедиция, которая уточнила, куда именно нам ехать, и рассказала про имеющуюся неподалеку от Трех Братьев пещеру, чем вовлекла нас в очередное приключение…

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

Слегка поплутав по степи, мы все-таки умудрились доехать до искомых братанов. Круглые останцы-соскИ стояли посреди частично находящегося под водой солончака и отсвечивали…)

Мы побегали в поисках ракурса, и тут Коля предложил всем ехать в пещеру. Мнения разделились. Кто-то хотел ехать, кто-то хотел остаться у братьев и искать ракурсы и прочие приключения. В результате, три машины договорились ехать в пещеру, остальные должны были остаться у братьев и найти пристойное место для ночлега. Я выбрал пещеру.

Практически не успев размяться, мы снова попрыгали по матрешкам, и понеслись по степи в поисках вышеозначенной пещеры, до которой было около 60 км. Удивительное дело, но мы умудрились ее найти, правда это заняло у нас около 2,5 часов… Мы неоднократно горели (не мы, а Дастеры, и не горели, а дымились, но время это отнимало и адреналина добавляло), теряли колею, колесили по траве и опять горели, пока наконец не увидели подсказанный нам ориентир — кусок фюзеляжа самолета, воткнутый в землю.

Экстаз № 4. Босжира-Пещера-Карынжарык

Не знаю, как остальные, но я рассчитывал увидеть некую гору, а в ней пещеру. Ан нет! Пещера представляла собой изрядную дырку, обрамленную большими камнями посреди ровной степи! То есть, ровно-ровно-ровно, и вдруг дырка! Со слов ребят, пещера была около ста метров глубиной, с озером в конце. Собственно, идея искупаться и подбила меня на эту авантюру.

Мы вооружились фонариками (у кого не было — зажгли телефоны), и начали спуск. Вот это было весьма экстремальненько! Спуск проходил по камням разного размера — от больших до очень больших, и спускаться было, мягко скажем, неудобно, а в некоторых местах даже страшновато. Само собой, там не было никаких ступенек, перил и света — то есть, она была совершенно дикая. Постепенно народ начал откалываться, упорно вперед шли Оля, Коля, Алексей и Юра. Я же решил остановиться перед каким-то особо длинным спуском без возможности за что-то зацепиться, спуститься там можно было только на заднице, а она у меня одна, и дорога мне как память. Подумав, что лучше я ее сохраню для других приключений, я сдался. И только потом я узнал что вело вниз, в темную темноту, четверку наших пещеропроходцев. Оказывается, у них была припасена бутылочка вина, которую они рассчитывали распить одни и в темноте! Вот так то…

Я начал потихоньку ползти обратно, стараясь не поскользнуться на пыльных гладких камнях, перекликаясь с остальными пещерными жителями. Спустя какое-то время мы, не пострадав, а лишь пропылившись и еще больше испачкавшись, вылезли из пещеры на свет Божий. И тут же залезли обратно — после прохладной пещеры на улице была просто жуткая жара! В ожидание четверки пошедшей до конца, мы принесли из машины какой-то хавчик и питье, и устроили скромный пикник на огромном камне у входа в пещеру. Скоро из темноты послышались радостные крики — наша четверка, мокрая и пыльная, вылезала из-под земли. И тут же набросилась на нашу скудную еду — видимо, закуски к вину они не взяли…))))

Пещерное приключение заняло у нас около часа, но так как время было уже ближе к пяти, а надо было еще не только вернуться (и не заблудиться), а еще и успеть на закат, то мы уже привычно закинули наши пыльные и потные тушки в машины, и погнали назад. Тут еще такая вещь, что проехав в одну сторону, не получается запомнить дорогу, чтобы так же ехать обратно. В степи ориентиров нет, поэтому каждая поездка проходит как в первый раз. Чудо чудесное, но, пару-тройку раз остановившись потушить машины (один раз даже пришлось воспользоваться огнетушителем), мы с радостью услышали хрип рации — мы были недалеко от второй половины нашей группы. Поднявшись на последний холм, мы увидели машины, пару уже поставленных палаток, и, уставшие, но не побежденные, сели наблюдать за очередным красивейшим закатом, делясь впечатлениями о спуске в пещеру.