Священный лес последователей религии вуду

Павел Щербань Страна: Бенин
Время отдыха: Дата вылета январь 2019

Дата17.09.19 Хороший отзыв0 Ответов 0 Просмотрели17

Когда я гулял по этому лесу, я невольно задумался (вот он самый большой недостаток многолетнего писания на Турбине — иногда такие мысли приходят в голову вместо отстраненного созерцания), а что я буду писать в материале об этом месте?

Бенинский город Вида признан столицей традиционной африканской религии вуду. Священный лес Кпассе в этом городе — сакральное место для последователей этой религии, которая имеет статус государственной на территории некоторых стран, расположенных в Западной Африке.

Но я практически ничего не знаю, и не понимаю в религии вуду. Более того, все, что можно прочитать в источниках, не углубляясь в специальные сайты для адептов, тоже картинку не проясняют. Например, написать в одном предложении, что такое вуду лично у меня не получится:)) И тут вчера выходит заметка Ивана bonvivantа Вуду – это не страшно, и я понял, что надо срочно под прикрытием ее текста опубликовать свой совет, который в некоторой степени может дополнить и его материал...

Итак, последним пунктом моего индивидуального путешествия по Бенину значился "священный лес вуду", к воротам которого мы и подъехали.

Лес огражден забором, очень красиво разрисованным...

Доступ для людей, культивирующих культ вуду, сюда бесплатный, а вот для остальных посетителей решили лес не закрывать, а просто брать деньги за посещение. Адептов своего верования последователи вуду не ищут, но запрещать доступ даже в свое священное место не стали.

На входе нас встречает скульптура леопарда, и потому с повествованием легенды, связанной с возникновением этого загадочного места мне более откладывать не получится.

В 15 веке один из местных королей по имени Кпассе основал город Ouidah (Вида) на морском берегу, чтобы облегчить себе работорговлю. Известный факт, на который многие современные гиды Бенина и Того стараются не акцентировать внимание, говоря об могуществе некоторых королевских родов, наступившее начиная с 15 века, что европейцам, которое прибыли в эти земли в поисках источников доходов, в том числе рабов, не приходилось ловить негров по лесам. Это за них делали местные "царьки". Межплеменные войны и так никогда не прекращались в этих землях, а теперь появилась отличная возможность не тратить ресурсы на войны, а наоборот, зарабатывать. Достаточно было врагов не убивать, а брать в плен и продавать белым — и все в плюсах...

Итак, возмужавший на работорговле король Кпассе основывает новый город, ставший центром невольничей торговли в регионе. Со временем все побережье нынешних Ганы, Того и Бенина получили название "Невольничий берег", а в Виде появились так называемые "Ворота невозврата", через которые рабы проходи на корабли, и больше не видели родных краев... Но я немного отвлекся. Легенда нам рассказывает, что король как-то загадочным образом исчез (правда есть версия, что он просто состарился и не желая, чтобы его подданные видели его немощным, предупредил сыновей и ушел умирать с лес). Как бы то ни было, на месте смерти Кпассе выросло дерево ироко, примерно вот такое...

А вот об месте смерти короля и том, что его прах породил дерево, людям поведали пришедшие из леса два леопарда (или две пумы) и один павлин. Да, вот такой загадочный подбор животных, но именно них мы видим и в виде рисунков на заборе, и в виде скульптур на входе, и на вуду-храме возле того самого дерева.

Это дерево было объявлено культовым, считается, что оно исполняет сокровенные желания. Со временем вокруг него вырос целый лес, который стал священным для местной религии вуду. Здесь стали проходить различные религиозные обряды, в том числе посвящения молодых священников (заметьте, не шаманов, а именно священников) вуду.

Но дерево, которое мы видим посередине площадки сразу после входа в священный лес не оно. Более того, несколько лет назад в него ударила молния расколола ствол. Дерево правда выжило, и сейчас выглядит вот так со своей единственно ветвью...

Отсюда начинается пантеон божеств вуду. Вот про них мне сопровождающий гид ничего не мог рассказать (или я ничего не смог толком понять:)). Знаю, что скульптура их верховного божества.

Зовут его "Бонди", и его "эрекшин" говорит о силе и плодородии. Но в верованиях вуду всемогущий Бонди отстранился от всего происходящего в этом мире и не вмешивается в дела людей. Его имя можно перевести, как "добрый Бог"...

А во делами людей заведуют Лоа — божества более низкого порядка, с которыми и имеют дело последователи вуду. Именно с обращением к Лоа связаны молитвы и ритуалы, проводимые последователями вуду.

Как должны выглядеть Лоа может быть и существуют какие-то каноны, но вероятно они вестма условны. Потому как что на скульптуры — импровизации местных сварщиков...

... что на цветные скульптуры из, вероятно, бетона...

... мой проводник по лесу уверенно указывал, как "вуду-идол" без дальнейших разъяснений.

Кстати, идола-женщину я увидел только в одном месте, причем самом загадочном в лесу.

Она стояла на тропе, ведущей к очень интересным и непонятным воротам.

Мне сразу дали понять, что это не храм вуду, а какие-то церемониальные ворота.

Рядом с ними находился самый распространенный в мире символ, точного значения так до сих пор не знает. Уроборос — свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост -один из древнейших символов, известных человечеству, который встречается практически во всех древних культурах от Мезоамерики до древних Египта, Скандинавии, Индии, Китая и Греции. Его трактуют как символ вечности и бесконечности, как чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения. Что закладывают в этот символ адепты вуду мы можем только предполагать...

Это было единственное место, куда мне не разрешили пройти.

Сами ворота были закрыты с нашей стороны. кто имеет право их открывать и проходить я не знаю, но явно не простые последователи религии.

Для них есть два полукруглых коридора. В один входят за ворота,

через другой выходят... Мне не разрешили воспользоваться и коридорами (может просто боялись, что я там застряну:)))

Это было единственное место в священном лесу, в которое меня не пустили. Далее вдоль тропы расположились несколько домиков с какой-то вуду-символикой.

Здесь мы видим змею...

... а здесь упавшее дерево с листвой...

Все эти домики проводник называл "вуду-темпл", то есть "храмами".

Ясно, что не мессы для слушателей здесь проводят, но в чем суть тамошних ритуалов мне не известно...

А вот единственное добротное здание из кирпича стоит в руинах...

Оно было построено как дворец одним из потомков короля Кпасее возле дерева, в которое превратился его пращур. Мой проводник настаивал, что именно это то самое дерево, которое исполняет желания. Правда для этого надо в жертвенник положить мелкую денежку (я нашел купюру, номиналом меньше полудоллара) и прикоснуться к стволу двумя руками вот так...

Это дворец не просуществовал долго, да и восстанавливать его ни у кого ни желания ни потребности нет...

Это — главное посещаемое место священного леса. Далее нам оставалось только посмотреть остальных идолов, которые размещены вокруг того самого расщепленного дерева.

Как видим, божества вуду бывают не только человекообразные...

Вот рядом еще одно похожее...

А этот идол упал во время грозы, и его никто не собирается восстанавливать! Наверное когда-то привезут сюда очередное произведение местных сварщиков...

Соседний идол учел ошибки соседа и "присел". "Нас не завалишь!"

Еще одной достопримечательностью этого леса является большая колония летучих мышей на вершинах крон деревьев.

Фото их мне сделать не удалось, но я записал короткое видео. Там мышей тоже почти не видно, но слышно:))

А из "животного мира" этого леса я увидел только ящерицу, но очень красивую!

"Священные места — это живые места. Они имеют свои чувства, как люди. Их собственное сердце. Также как люди, они могут расстраиваться или грустить. Когда мы заходим на наше Священное Место, мы общаемся с нашими предками..." — слова малоизвестной кенийской песни...



Фотографии


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Бенине

Мудрость африканского художника
Павел Щербань  Павел Щербань   Бенин   Дата вылета  ноябрь 2018
Прийдя на завтрак в отель La Tramway в Бенине, я увидел любопытную картину... Скажу сразу, я не любитель африканской живописи, но эта картина меня «зацепила». Здесь как раз способ выражения не важен, хоть ручкой на листочке в клеточку нарисуй — важен посыл автора. Скорее всего каждый может найти свой смыл. Мне он видится примерно так: «когда лезешь играть на чужом барабане, не хватит рук качественно сыграть ...
Читать далее

Дата 31.07.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели17

Отели Того и Бенина. «O Kara» — шумно в небольшом городе
Павел Щербань  Павел Щербань   Бенин   Дата вылета  ноябрь 2018
Как правило, отель, носящий имя города, в котором он находится, если и не лучший, то как минимум один из... В небольшом городке Кара севере Того такого уровня отеля я даже не ожидал, с учетом того, как выглядит этот город вцелом... Приличный отель с бассейном... Ресторан... Сувенирный магазин — почти музей! Обычный киоск с продуктами и мелочевкой (утр...
Читать далее

Дата 01.08.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели24

Отели Того и Бенина. «Sun City» — тихо за большим городом
Павел Щербань  Павел Щербань   Бенин   Дата вылета  ноябрь 2018
Абоме — довольно крупный город (по западно-африканским меркам). Все-таки, бывшая столица легендарной Дагомеи, имеющий серьезную достопримечательность — комплекс королевских дворцов. Город не обделён вниманием туристов и готов предложить множество вариантов размещения... После шумного отеля в маленькой Каре, я был готов к тому, что ещё один вечер мне не удастся долго уснуть... Но наша машина очень уверенно проехала центр и по узко...
Читать далее

Дата 01.08.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели16

Отели Того и Бенина. «Le Tramway» — тихий в большом городе
Павел Щербань  Павел Щербань   Бенин   Дата вылета  ноябрь 2018
На этот раз мы ночуем в крупнейшем и самом значимом городе Бенина (при этом не являющемся его столицей) Котону. Здесь сосредочено практичски все: президентский дворец, крупный порт, крупные финансовые учережления и даже крупный пивзавод! Найти здесь укромное местечко сложно, но составителю моей программы удалось! Совсем недалеко от порта, «спиной» к дороге вытянулся одноэтажный ресторанно-гостиничный комплекс Le Tramway. ...
Читать далее

Дата 01.08.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели24

Священный лес последователей религии вуду
Павел Щербань  Павел Щербань   Бенин   Дата вылета  январь 2019
Когда я гулял по этому лесу, я невольно задумался (вот он самый большой недостаток многолетнего писания на Турбине — иногда такие мысли приходят в голову вместо отстраненного созерцания), а что я буду писать в материале об этом месте? Бенинский город Вида признан столицей традиционной африканской религии вуду. Священный лес Кпассе в этом городе — сакральное место для последователей этой религии, которая имеет статус государственн...
Читать далее

Дата 17.09.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели17

Отзывы туристов