Автобусом на фьорды. Часть 2.

Светлана Пулинец Страна:Норвегия
Город: Тронхейм
Время отдыха: Дата вылета июль 2005

Дата30.09.05 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели13427

10. Древняя столица Норвегии – Тронхейм.

Утром мы переехали в Тронхейм, где нас в ожидании местного экскурсовода сначала распустили на свободное время.
К сожалению, главная достопримечательность – собор XI века Нидаросдоммен был еще закрыт для посещения.
Мы раскрыли карту и прогулялись по утопающей в цветах площади мимо колонны, венчаемой памятником основателю города – Олаву Святому, в сторону Королевского дворца. При этом мы далеко не сразу поняли, что скромный деревянный особняк безо всяких ограждений и есть тот самый дворец, и даже проскочили мимо. Но когда убедились в том, что, судя по карте, прошли слишком далеко, вернулись и стали его фотографировать.
Оттуда мы отправились в сторону знаменитых «домиков на воде» Тронхейма, которые сильно отличались от виденных нами ранее зданий на набережных в Ставангере и Бергене. Они были яркими и разноцветными, с абсолютно ровными фасадами, и стояли на сваях. Поэтому набережной здесь фактически не было, за исключением тех редких мест, где стройная линия домиков прерывалась, открывая спуск к воде и обзор для фотосъемки.
Но еще более живописный вид открывался со Старого моста с Воротами счастья, выполненными в прямо-таки китайском стиле.
На улочках Тронхейма нам встретился интересный монумент полному человечку с сумкой и в шляпе. Скульптура очень напоминала Павла Любимцева, фильм которого о Норвегии нам показывала Наталья, и вызвала у нас бурю радостных эмоций. Я сфотографировалась с ним, а Сергей пытался приладить к нему свои темные очки для большей достоверности образа.
Потом была экскурсия с местным гидом. Она рассказывала, в принципе, интересно (с переводом Натальи). Но, к сожалению, центр города был нам показан лишь из окна автобуса.
Выпустили нас на смотровой площадке, откуда открывалась панорама Тронхейма.
Потом мы сделали фотопаузу у лыжного трамплина, откуда, несмотря на не очень зимнее время года, прыгали настоящие лыжники.
Закончилась экскурсия у крепости Кристианстен. Мы полазили по стенным валам, посидели на пушках и отправились обратно к кафедральному собору, который должен был уже открыться.
За осмотр его внутреннего убранства взималась плата (хотя некоторые наши туристы смогли проникнуть туда на халяву). Честно говоря, мое перенасыщение соборами еще не прошло со времени приезда из майского тура по французским городам, осмотр каждого из которых начинался с посещения собора. Поэтому я не горела большим желанием попасть внутрь, и решила оставить знакомство с ним напоследок, если хватит времени.
Пока же я отправилась гулять по Тронхейму, который в этот день праздновал какое-то важное событие, вероятно, День города. На его главных площадях строились сцены, которые тут же огораживались, а на вход выставлялись билетерши.
По Тронхейму передвигалась толпа, разодетая в карнавальные костюмы, за которой следовали местные жители и туристы. Периодически толпа останавливалась и показывала какой-нибудь театральный номер с песнями, плясками и с сюжетом, весьма понятным даже без знания языка. При этом к активному участию привлекались зрители. Надо сказать, что эта процессия буквально преследовала меня, каждый раз перекрывая наиболее короткие пути по городу.
Как рассказали нам потом туристы, некоторым из них посчастливилось увидеть у собора короля с королевой, общавшихся с народом. Наверное, именно этим объяснялось утреннее закрытие Нидаросдоммен.
Рынок за собором был переполнен покупателями. Деревянные лавки под навесами ломились от продуктов и сувениров, впрочем, по довольно высоким ценам.
Однако после мне удалось зайти в любимый магазин «Семерочка», где стоимость на продукты была очень даже приемлемой. Там я потратила остатки своих крон, закупая закуску нам на вечер. Тут же мы хотели купить и пиво, поразившись его дешевизне, чтобы было, что закусывать. Но неожиданно молодой человек, услышав наше обсуждение, на русском с небольшим акцентом посоветовал нам пройти в какой-то местный магазин подальше, где, по его словам, в честь праздника пиво было еще дешевле.
Следуя указанному им направлению, Алексей с Женей отправились на поиски того самого магазина, а я вернулась к собору. Но на его посещение времени уже не оставалось. Однако, судя по фото, которые мне потом продемонстрировал Сергей, внутренняя роспись собора библейскими сюжетами была столь необычна и интересна (подобного я еще не видела), что собор стоило посетить.
Честно говоря, по городу можно было погулять и подольше, поскольку в отель мы прибыли довольно рано.
Располагался он в тихом провинциальном, очень зеленом шведском городке. Рядом с отелем находилась база отдыха, на полянке которой отдыхающие играли в мини-гольф.
Сергей с Алексеем каким-то образом прознали о существовании неподалеку озера, и мы на него отправились. Там уже кидала камешки по водной глади самая активная часть нашей группы. Сергей с Алексеем решили не ограничиваться таким сомнительным развлечением и полезли купаться. Я втайне завидовала им, поскольку еще перед поездкой мечтала окунуться в какое-нибудь скандинавское озеро. С другой стороны, не знаю, отважилась ли я бы на такой безумный поступок: вечернее солнышко уже не грело, а вода была холодна.
За отчаянными русскими парнями наблюдали сидевшие на берегу в куртках одинокие местные жители, развлекавшие своих собак (да и наших туристов) киданием в воду палок.
С мокрыми, но довольными ребятами мы преодолели железнодорожное полотно, по которому носились электрички, и отправились в центр города купить пива, что так и не удалось сделать Жене с Алексеем в Тронхейме по причине неудачи в отыскании магазина с демпинговыми ценами.
Как только мы вышли на широкую улицу города, кафе стали попадаться буквально на каждом шагу, и цены на пиво там были очень даже приемлемыми, почти в два раза ниже, чем в баре нашего отеля. Но все они не устраивали нас обслуживающим персоналом явно нешведских кровей, а также отвратительным внутренним убранством в худших традициях старых советских столовых, жутким запахом и антисанитарией. Посетив пару-тройку таких заведений, похожих как братья-близнецы, мы все же решились закупить дюжину баночек пива в одной из них. Впрочем, сначала мы приобрели два разных вида. Но, испив его на улице под зонтиком одной из этих стремных забегаловок, выбрали лучшее, и тогда уже затарились на ужин по полной программе.
Сам ужин докупили в магазинчике при автозаправке у нашего отеля, разнообразив традиционное меню из различных колбасных и сырных нарезок, прекрасным пирогом. Поэтому пир удался на славу!

11. В обратный путь.

На утро наш путь лежал в Упсалу, где по просьбам туристов мы были недолго. Все рвались в Стокгольм, чтобы провести там побольше времени. Мы побывали у Королевского дворца, прогулялись по ботаническому саду и посетили старинный кафедральный собор Упсалы.
Университет с руническим камнем во дворе осмотреть не успели. К счастью, мною это было сделано еще в новогоднем туре.
Когда выходили из собора, впервые попали под дождь. Но пока ехали до Стокгольма, он, к счастью, закончился.
Часть туристов была высажена в центре города, а желающие приобщиться к музейным сокровищам – доставлены на Юргорден, где под предводительством Натальи пошли в музей Севера для бесплатного осмотра деревянной фигуры восседающего на первом этаже Густава Васы.
Мы же с Верой сразу отправились в музей Скансен. На этот раз я надеялась осмотреть зоопарк, при том ту его часть, которую не удалось посетить в новогоднем туре. Поскольку Вера была в Скансене в первый раз, она сначала отправилась на улочку ремесленников, хотя к животным тоже хотела успеть.
Времени на музей опять было чудовищно мало из-за того, что мы хотели еще осмотреть самые красивые станции стокгольмского метро, что любезно предложила нам сделать Наталья, назначив время сбора желающих за 45 минут до нашего отъезда к парому. Поэтому мы носились по территории Скансена, сверяя маршруты к интересующим нас объектам по карте. Поскольку вкусы на животных у нас совпадали, несмотря на необъятную территорию музея, на определенном его участке мы столкнулись с Верой и указали друг другу пути: она мне – к медведям, а я ей – к оленям. Позже на ЖК-экранчиках наших цифровиков мы демонстрировали друг другу фото оленей, медведей с медвежатами, молодых лосей и представительного красавца-сохатого.
Но больше всего мне запомнилась большая серая сова, таращившая на меня свои огромные глаза-фонари, сидя от меня на расстоянии вытянутой руки, абсолютно не боясь, и не будучи никак ограничена в своей свободе.
А еще по территории Скансена, как всегда, носились белки и грациозно вышагивали павлины.
После завершения осмотра мы встретились с Катей, которая посещала музей сказок Астрид Линдгрен «Юнибакен». По пути я заглянула в музей Севера, желая увидеть фигуру Густава Васы, но, к сожалению, он был уже закрыт.
Девчата решили, что мы не успеем дойти до пешеходной «сувенирной» улицы Дротнигаттан, где располагалась станция метро, откуда должен был начаться наш путь, и мы поехали туда на трамвае, заплатив на входе смуглому водителю совершенно нешведской внешности немалую сумму денег.
Зимой я уже исследовала стокгольмское метро, но мы ездили на нем от нашего отеля в исторический центр и выбирали станции с тем расчетом, чтобы красивым посленовогодним вечером выехать в вагончике на мостик над озером Меларен.
Тогда метро не понравилось мне своей многонациональностью, большим количеством представителей хиппующей молодежи и просто опустившихся личностей.
Но сейчас народу в метро было немного, а станции с низкими сводами действительно были очень интересно расписаны яркими красками, правда, некоторые на манер художественной графитти. Забавны были эффекты некоторых потолочных росписей. Так, поднимаясь по эскалатору, мы видели один рисунок, а на спуске он будто бы трансформировался в другой. Интересно было наблюдать и за переходом черно-белого рисунка из «шахматной доски» в «клавиши фортепиано».
На одной из станций стояла огромная красочная фигура тролля, отдельные уголки символизировали древний мир с развалинами античных колонн, водопадиками, мифическими скульптурами. В общем, оригинально!
А потом был паром, на котором я и Сергей заказали ужин, чтобы присоединиться к Жене с Алексеем. Как справедливо сказала Наталья, ужин на обратном пути носил характер социального мероприятия.
Действительно, именно желание последний раз совместно отужинать и пообщаться в этом туре обусловило такое решение. Надо сказать, что несмотря на все восторженные отзывы по поводу шведского стола на пароме, приготовление предложенного ассортимента мне не очень нравится. И шведский стол в московских «Дровах» мне по душе гораздо больше. Вот там действительно вкусно!
Хотя, конечно, выбор блюд на пароме настолько разнообразный, что каждый найдет то, что ему по душе. Но хочется попробовать все! Чтобы сохранить после этого бодрость тела и духа, мы разработали хитроумный способ антиобъедания, и отправили по представителю от нашего столика за охотой на блюда из мяса, морепродуктов и десертов, выделив под каждое из них по одной тарелке. А потом дегустировали принесенное, устроив свой мини-шведский стол. Если ребята пили белое и красное вино, которое на пароме мне категорически не нравится, то я поддерживала их бокалом пива «Lapin Kulta», довольно вкусного, несмотря на мое прохладное отношение к данному виду спиртного напитка.
Отужинав, мы побродили по магазинчикам «Duty Free», где закупили бутылки финских и норвежских ликеров, бейлиса друзьям, родственникам и товарищам по работе, а потом погуляли по магазинчику духов.
К сожалению, на этот раз живая музыка подкачала. Мы нашли в баре играющего рок гитариста, но слушать его долго было невозможно из-за ужасного тембра голоса.
Потом отправились по дискотекам, но на одной из них преобладало диско 80-х, и танцующих было мало, а на другой тинейджеры ломались под звуки в стиле «ум-ца – ум-ца».
Поэтому уже после двух часов ночи мы разошлись по каютам.

12. За поездом вдогонку или «не забудьте вымыть ручки»!

«Один и тот же сон мне повторяться стал:
Мне снится, будто я от поезда отстал…»

Ю.Левитанский.

Утром по дороге в Хельсинки мы сделали остановку у живописного озера, на котором обитали уже встречавшиеся нам ранее красивые большие бело-черные птицы, похожие на гусей.
По дороге в Норвегию у меня уже был удачный опыт приручения робких уток путем подманивания их крошками булки на остановке у одного из подобных водоемов. В итоге, когда одна из них все же решилась взять лакомство у меня с руки, наблюдавшие за процессом немцы дружно мне зааплодировали.
Помня об этом, теперь я экспериментировала на гусях, скормив им все запасы хлеба. Впрочем, его уничтожению способствовали также слетевшиеся «на халяву» стаи чаек. Гуси брали хлеб с рук, но при этом так сильно шипели, что я все же не слишком злоупотребляла их доверием.
В Хельсинки я прогулялась по рынку, Эспланаде, проспекту Маннергейма, откуда усиленно пыталась выйти на площадь, на которой прямо на асфальте лежит огромная карта мира. О ее существовании я узнала от Веры с Катей, которые неожиданно наткнулись на сей интересный объект, гуляя по городу в прошлый раз.
Отчаявшись ее отыскать, я довольствовалась посещением красивого внутри православного Успенского собора, в котором за все мои предыдущие посещения Хельсинки мне еще не приходилось бывать.
За собором я обнаружила прекрасную набережную с белоснежными яхтами и деревянными парусниками.
Закончилась моя прогулка по городу на привокзальной площади, где у Национального театра с памятником финскому писателю Алексису Киви нас уже поджидал автобус, у которого туристы активно делились впечатлениями. Некоторые успели побывать в университетской библиотеке, а Вера с Катей воодушевленно рассказывали об очень интересном музее современного искусства, который я тут же наметила себе к посещению в следующий визит в Хельсинки.
В этот раз на российско-финской границе было довольно много автобусов. В ожидании приглашения в здание таможни, мы с несколькими туристами нашей группы дышали финским воздухом, вспоминали наш замечательный тур, грустили по поводу его быстрого окончания и строили грандиозные планы поездки на север Норвегии с посещением мыса Норд Кап, Лофотеновых островов, пересечением Полярного круга и знакомством с деревушкой Санта-Клауса в Финляндии. Хорошо бы получить подобный маршрут в виде подарка на 2006 год от «Туртранс-Вояжа»! .
Неожиданно сверху на нас обрушился сильнейший ливень, от которого мы спрятались под крышей таможни, оказавшись тем самым отрезанными от нашего автобуса пеленой дождя.
После пересечения границы наш автобус помчался на вокзал как бешеный, поскольку до поезда оставалось совсем мало времени. Мы неслись объездными путями от не своевременно перекопанных российских дорог, пропустив традиционную остановку в Выборге.
На подъезде к Питеру нас покинула Женя, решившая продолжить отпуск у своих друзей из северной столицы.
Благодаря нашим ассам-водителям, на поезд мы все-таки успели. Для меня это было наиболее актуально, поскольку прямо с утра я планировала выйти на работу, которую за время отсутствия отпускника, как правило, никто не делает.
В нашем отсеке плацкарта в этот раз подобралась компания из меня, Сергея, Веры и Кати. Наш отсек был крайним к наиболее посещаемым в вагоне местам – кипятку и заведению, которое в интерпретации нашей деликатной Натальи на протяжении всего тура имело своим функциональным назначением «мытье ручек». На каждой остановке гид напоминала нам о необходимости «вымыть ручки» и показывала, где это можно сделать. Так, что к концу тура мы тоже ввели это понятие в собственный лексикон, активно им пользовались и иронизировали, что знаем теперь, как точно называется символ Брюсселя – «мальчик, моющий ручки»! .
Так вот в ожидании своей очереди «помыть ручки» наши нижние полки были заняты пассажирами, среди которых оказался очень интересный молодой человек по имени Сергей из московского клуба «Три стихии», поведавший нам о своем недавнем путешествии по норвежским фьордам на каяках. Так, Сергей забыл про «мытье ручек», безоговорочно был принят в нашу компанию и отправлен за стаканом.
Меж тем, несмотря на позднюю ночь, мы накрывали на стол закупленные мною в Швеции и Финляндии продукты, а Вера с Катей достали привезенное еще из России вино и какой-то жутко крепкий коньяк.
Когда в вагоне окончательно погасили свет, и пассажиры недовольно зашипели на наши разговоры и хохот, мы закрыли вход в наш отсек одеялом, отгородившись тем самым от прохода такой импровизированной дверью. Каякер Сергей принес свой налобный фонарик и мы прикрепили его над столом.
Довольно быстро все запасы спиртного Веры и Кати были прикончены, поэтому Сергей достал ликер из морошки, который мы с ним вместе выбирали на пароме в подарок домашним.
После этого мы совсем развеселились, и чтобы окончательно не травмировать нервную систему пассажиров, отправилась в тамбур. Там мы постелили на пол газеты и до утра пили чай и пели песни, в том числе, из кинофильмов и бардовскую классику, как на слетах, играя в негласную игру, кто больше вспомнит песен определенной тематики: про лето, поезда, рассвет и т.д.
В Бологом в тамбур вышел заспанный проводник, поинтересовался, что происходит на подведомственной ему территории, но, увидев, что мы хоть и веселые, но мирные, просто велел убрать всё после окончания мероприятия, что мы торжественно пообещали выполнить. Пока стояли, каякер Сергей успел сбегать на платформу, где в киоске купил еще несколько бутылок пива.
В общем, под утро, я, продолжая оставаться самым слабоалкогольным человеком, и всегда лишь слегка поддерживающим компанию, поняла, что на работу утром я не попадаю.
Отправились мы по своим полкам лишь, когда в окошках стало совсем светло от рассвета.

Послесловие

Вот так весело закончилось наше замечательное и безумно красивое путешествие по фьордам Норвегии, в котором нам чрезвычайно повезло с погодой, гидом и сложившейся в туре компанией.
В завершение отмечу, что, несмотря на ночную гулянку, на работу я все-таки вышла.
Конечно, в родной конторе уже привыкли к моему возвращению из отпусков прямо с поезда.
Коллег теперь даже не пугает мой хипповский вид после поезда с Грушинского фестиваля, когда я вваливаюсь в офис в джинсах, спешно постиранных от грязевых селей в результате фестивальных дождей перед отъездом на колонке Грушинской поляны, в бандане, феньках и со 120-литровым рюкзаком за спиной.
Но в этот раз я решила побыть приличным человеком, и сначала заехала домой. Но здесь меня постигло жестокое разочарование: местные властители водопровода, не дождавшись моего приезда, отключили нам горячую воду. Пришлось греть многочисленные тазики и ведра. В итоге, в офис я приехала только к обеду. Но коллеги были рады и этому, вручив мне документы с грифами «срочно».
Вот тут-то я и почувствовала, что отпуск безнадежно закончился.
А через пару дней на электронный ящик я получила от Кати фото нашего празднования удачного завершения тура в поезде Питер – Москва… И оставалось только жить приятными воспоминаниями и построением новых туристических планов…

Если есть вопросы, пишите: [email protected]
Буду рада пообщаться!
Может, и встретимся на дорогах Европы!