Акрополь. Ч.2

Александра Романова Страна:Греция
Город: Афины
Время отдыха: Дата вылета октябрь 2014

Дата01.10.15 Хороший отзыв21 Ответов 5 Просмотрели1767

АКРОПОЛЬ

 Корешок второй. Храмы акрополя.

 Величественные руины величественных храмов. Акрополь. С этой горы было видно, как приходили и уходили римляне, как проповедовали христианство последователи учения апостола Павла и как турки стремились к мировому господству. Акрополь. Вдыхая тёплый осенний воздух, я поднимаюсь в самое его сердце - обитель великих богов. В лучах утреннего ещё не очень активного солнца стены храмов выглядят особенно ярко. Первые экскурсионные автобусы только начинают подъезжать к подножию холма. Значит, у меня есть немного времени, чтобы найти удачный ракурс и запечатлеть свою историю.

Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой)

Не секрет, что храм Ники считается самым загадочным строением на акрополе: изящным, утончённым, почти воздушным и очень женственным. Он совсем не похож на остальные строения акрополя. И главное его отличие от других храмов – местонахождение. Храм расположен на высоком выступе крепостной стены, перед воротами древнего города, одновременно нарушая и не разрушая гармонию образов всего ансамбля строений, задуманного Периклом. Именно отсюда открывается потрясающий вид на Афины и именно здесь, на этом месте, как гласит легенда, царь Эгей, вглядываясь вдаль, в бескрайние морские просторы, ожидал возвращения своего сына Тесея с победой.

Древний храм Ники, украшенный колоннами только на переднем и заднем фасадах, построен в середине V века до н.э. и стоит под небольшим углом к фасаду пропилеи. Не заметить его невозможно, но и сфотографировать тоже сложно. Когда–то со всех сторон храм опоясывала скульптурная лента фриза, на которой были изображены эпизоды борьбы греков с персами и олимпийские боги. А внутри храма находилась скульптура Афины-Ники, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом плодородия и мира, в другой. Бесспорно, храм Ники Бескрылой был одним из лучших творений древнегреческих мастеров, как, собственно, и всё, к чему прикасались их руки.

Поднимаюсь к парадному входу. Когда-то по этим лестницам ходили дипломаты, короли, специально приглашённые иностранные гости. Прохожу через гигантские ворота - уникальный памятник древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики - пропилеи, по современному деревянному скрипучему настилу.

Пропилеи (или парадный вход) служили, прежде всего, для представительских целей. Здесь принимали и угощали гостей. Парадный вход состоял из центральной основной части и двух примыкающих крыльев, в которых устраивались столовые. Когда-то отсюда открывался чудесный вид на Афины. В обычное время центральный вход был закрыт бронзовыми воротами. Но и примыкающие «помещения» тоже не пустовали. Северное крыло пропилеи использовалось в качестве картинной галереи (пинакотеки), а западное – библиотеки. С удивлением узнала, что в те далёкие времена пропилеи были невероятно знамениты и о них упоминали даже чаще, чем о самом Парфеноне.

Пройдя пропилеи и вступив на территорию акрополя, я, наконец-то, увидела то, что не давало мне покоя уже несколько десятилетий. А если быть точным: «портик храма на афинском акрополе»  - всего лишь картинка из учебника по истории за 5 класс. Теперь я знаю, как выглядит тот храм «в цвете». Но обо всём по порядку.

Статуя Афины Промахос (Афины Воительницы)

Нет, Афину Промахос я, естественно, не увидела.  И даже с трудом «отыскала» то место, где, предположительно, мог находиться постамент с семиметровой (?) статуей. Бронзовая фигура Афины, созданная специально для акрополя творческим гением своего времени афинянином Фидием, являло собой божественное покровительство, прославляя мощь и величие прекраснейшего города Эллады – Афины. Защитницу городов, богиню мудрости и знаний, непобедимую воительницу Афину, хорошо было видно не только со всех концов города. Её позолоченный шлем и остриё копья моряки видели ещё задолго до высадки у берегов Пирея.

Жаль, очень жаль, что большая часть работ Фидия не дожила до наших дней, и о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и сохранившимся копиям.

Парфенон

«В торжественном звучании форм Парфенона выражены ликующие чувства эллинов…».

 История Парфенона – это история одного человека. Если бы Перикл не пришёл к власти, храм вряд ли был бы построен. Желая увековечить свои свершения, Перикл, буквально, отвоевал своё право на строительство данного объекта.  Для строительства фасадов были приглашены лучшие скульпторы и художники того времени.

 К сожалению, до наших дней от Парфенона  - великолепного творения зодчих Иктина и Калликрата – сохранился лишь остов. После завоевания Аттики римляне вывезли отсюда все ценнейшие шедевры. А когда древнегреческая религия уступила место христианству, служители последнего выкинули из Панфенона прекрасные статуи древнегреческих богов. Само святилище Девы Афины превратилось в церковь Пресвятой Девы Марии. Позднее турецкие завоеватели превратили Парфенон в мечеть. Наконец, во времена осады акрополя венецианцами бомба пробила его мраморную крышу и попала в находившийся тогда в Парфеноне склад боеприпасов. Взрыв искалечил здание до неузнаваемости. Чудом уцелело после «хозяйничаний» в Парфеноне римлян, христиан и мусульман.  Трудно даже представить себе, сколько бесценных творений человеческого гения уничтожила, борясь за «истинную веру», к примеру, та же христианская церковь, не говоря уже о мусульманском нашествии. Но, как бы там не было, Парфенон, как символ древнегреческой цивилизации и сегодня остаётся одним из самых узнаваемых сооружений в мире.

 Гекатомпедон         

 Между Парфеноном и Эрехтейоном за верёвочным ограждением - «сад камней» - мирно покоящееся, хаотично разбросанное монументальное прошлое. И только информационный щит вносит ясность в кажущийся хаос. В прошлом это Гекатомпедон – храм Афины. Когда-то он занимал центральное место и считался одним их древнейших храмов Афинского акрополя, предшественником Парфенона. Во время греко-персидских войн Гекатомпедон был разграблен, как, собственно, и все остальные храмы верхнего города, и сожжён. До наших дней от древнего храма сохранился только «сад камней»: небольшие остатки фундамента, да часть скульптуры фронтонной композиции.

Эрехтейон

Магический «портик храма на афинском акрополе» чёрно-белой фотографии из учебника Древней истории всё же заставил меня однажды доехать до Афин. К этому времени я знала, что сия жемчужина была завершена уже после смерти Перикла. Знала, что архитектор, возводивший Эрехтейон, противопоставил этот храм лаконичному Парфенону. Он чётко и последовательно проводил принцип контраста, во всём, в каждой значимой детали, в каждом значимом элементе, сделав их оригинально-неповторимыми: лёгкие колонны и массивные основания, фигуры кариатид и гладкая стена, различные оттенки мрамора, большие глади ступеней и стильная профилировка основания колонн и многое, многое другое.

Храм Эрехтейн был своеобразным хранилищем для особо ценных предметов и построек: деревянная статуя богини-воительницы, священный пеплос, алтари Ифеста и Эрехтея. Строение объединяло несколько святилищ, здесь же совершались основные культовые обряды.

Согласно легенде, внутри Эрехтейона находился колодец Посейдона с соленой водой, который возник сразу же после того, как владыка морей ударил трезубцем в скалу акрополя. А во внутреннем дворике росла священная олива, которую Афина подарила жителям города.

 Быстро взглянув на другие, открытые для просмотра фасады здания, возвращаюсь к портику с кариатидами, вернее к точке, с которой его лучше всего рассматривать. Безусловно, портик выделяется на фоне остальных форм Эрехтейона.  Кариатиды - скульптуры, изображающие красивых молодых жриц, вне всякого сомнения, являются главным украшением храма, впечатляя своей откровенной жизнерадостностью. Ни одна из девушек не похожа на другую ни в образах, ни в исполнении причесок, ни в моделях одежды. Даже складки на их хитонах задрапированы по-разному: застывшие в мгновении покоя, кажется, они начнут двигаться от малейшего дуновения ветерка. В очередной раз мысленно аплодирую скульптору, любуясь совершенными по форме и поразительными по богатству идей нарядами жриц, их сдержанным и полным достоинства танцем.

Во всем этом с оригинальностью вкусов зодчих можно сравнить только чувство меры, сумевшее объединить как будто бы взаимно исключающие друг друга, свойства: необыкновенную роскошь и необычайную умеренность, превратив храмы и их священные участки в своеобразные музеи изящных искусств.

К сожалению, не все храмы и святилища дожили до наших дней. Разграбленные и сожжённые, разрушившиеся в веках, они оставили нам в наследство только груды камней, хаотично разбросанных по всему древнему городу.

На «задворках» Эрехтейона когда-то находилось святилище Пандросы - Пандросейон, одной из дочерей первого царя Аттики Кекропса. Богиня росы оберегала эллинов от засухи и была очень почитаема в Афинах.

Недалеко от святилища Пандросы, на северном склоне, располагался небольшой по размерам жилой домик – Аррефорион. В число служителей культа Афины входили аррефоры (хранительницы тайны) - девочки примерно семи-одиннадцати лет, избиравшиеся из лучших афинских семей сроком на один год. Они принимали участие в изготовлении священного пеплоса, в который ежегодно в праздник Панафиней наряжали древнюю статую Афины, участвуя также в таинственных обрядах, связанных с её культом. Аррефорион был их домом.

На открытой площадке перед Гекатомпедоном и Эрехтейоном находился Афинский алтарь, а рядом небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине.

На самой высокой точке находилось не менее значимое святилище древнего акрополя – святилищеЗевса Полиея. Именно здесь, в дни торжественных ритуалов, в жертву богу приносили быка. Сегодня рядом с руинами святилища Зевса построен современный бельведер, с площадки которого открывается потрясающий вид на современный город.

Фундамент Святилища Пандиона был найден во время раскопок при строительстве музея на территорииакрополя.        

Все бесценные сокровища, найденные при раскопках, хранятся в новом археологическом музее, расположенном у подножия акрополя. Но музей древнего города (старый музей) не менее увлекателен: статуи молодых грациозных девушек и красивых юношей-атлетов, фрагменты скульптурного фриза из «наряда» Парфенона и многое, многое другое. Вернее, то немногое, что осталось от некогда торжественной красоты, великого подвига и великого труда гениальных людей своего времени, то, что сегодня помогает изучать историю акрополя как главнейшего культурного и религиозного центра Афин.

«Усталый странник, отдохни в тени моих ветвей певучих…» Уже минут пятнадцать отдыхаю от впечатлений на прохладной неудобной каменной скамейке, стоящей в тени старой оливы: слева музей со своими ценностями духовной и материальной культуры, впереди – величественный Парфенон, чуть сбоку то, что осталось от храма Ромы и Августа, справа… А справа… тысячи туристов, оккупировавших не только имеющее свободное пространство, но и все камни, не представляющие особой ценности для комплекса. На самом высоком постаменте из камней сидят местные школьники, пытающиеся «запечатлеть» на бумаге стены акрополя и нижний город, неумело делая наброски карандашом. Почти до слёз умилили туристы из Китая: небольшая группа туристов, выбрав фон для своего фото, приготовилась к съёмке, их друг, выбирая правильный ракурс, чуть отдалился от места предполагаемой съёмки и потерял тех, кого должен был фотографировать. Запаниковав, «фотограф» начинает метаться, не видя, что друзья, попавшие «в окружение» другой многочисленной туристической группы, усиленно машут ему руками, кидая в воздух кепочки. Поймав пробегавшего мимо меня растерянного «фотографа», разворачиваю его в сторону «потеряшек», передать эту эмоцию словами трудно, но мои оттоптанные его радостными чувствами ножки к такому повороту событий готовы не были. В качестве компенсации – фото на память, под сенью оливы, с десятком попавших в объектив туристов.

Величественные руины величественных храмов. Древний город даже в остатках и развалинах вызывает глубокое уважение и восхищение.

Покидать это место трудно, но моя экскурсия по Афинам только началась.

продолжение следует....



Фотографии


Комментарии

Жаль, что всю красоту древних храмов можно представить только в уме. Вот бы реально увидеть эту семиметровую статую Афины, представляю, как гордились жители таким чудом – памятником в своем городе. Сколько шедевров не сохранилось до наших дней.

Хорошо, хоть что-то пытаются сохранить, даже при скудном финансировании.

Познавательная виртуальная экскурсия по историческим местам получилась. Геометрическая архитектура Греции, поражает своей красотой и простотой в отличие от греческих названий, которые довольно-таки сложно выговорить не то, что запомнить. Гекатомпедон, Эрехтейон. Как Вам это удалось?

Галина, спасибо за комментарий. Любовь к Греции - это тот вирус, который легко подцепить, но невозможно вылечить, к тому же, он передаётся по наследству. Названия я запоминала с трудом, по объектам. После того как моя доча поступила (и успешно учится) в одном из университетов Греции, я поняла, что греческий не такой уж и сложный язык.

Другие отзывы об отдыхе в Греции

Церковь св. Николая Орфаноса в дебрях Салоник, ЮНЕСКО 456-10
Если первые три объекта, посещение которых мы наметили в тот день, оказались в непосредственной близости от удачно-найденной парковки, то к четвертому нам пришлось углубиться в дебри города Салоники, в которых редко слышны шаги туристов. Первой ...
Читать далее

Дата 27.03.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели179

Церковь св. Давида и панорама на Салоники (ЮНЕСКО 456-005)
Знакомый значок ЮНЕСКО у входа подтверждает, что мы пришли по адресу. На официальном сайте в списке из 15 объектов в Салониках Latomou Monastery идет пятым, имея официальный номер № 456-005. Церковь св. Давида — единственное...
Читать далее

Дата 17.04.20 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели112

Яркий пляжный отдых
Венеция-Триест-Будва-Дубровник-Корфу-АргостоллиЛетом мы отправились в круиз по Средиземному морю. Это был наш первый круиз на лайнере и все было в новинку, также как и направление маршрута. Наш лайнер назывался Costa Mediterranea. Венеция К...
Читать далее

Дата 20.04.20 Хороший отзыв6 Ответов1 Просмотрели687

Антипаксос и все, все, все...
Оксана Ш  Оксана Ш   Греция   Дата вылета  июнь 2019
Никак не могу отделаться от привычки описывать путешествия в виде завершенных циклов, не перескакивая на другие темы, то есть страны. А когда цикл завершён, но что-то осталось «за бортом», очень трудно спустя время к этому вернуться. Так ...
Читать далее

Дата 26.05.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели451

Миконос - жемчужина Греции
Oksana  Oksana   Греция , Санторини   Дата вылета  апрель 2018
Небольшой остров Миконос известен далеко не всем туристам, а зря. Многие ассоциируют его с Санторини, но по факту - они очень разные. На Миконос мы приехали на один день на пароме. От паромной остановки до самого города Миконос Сити можно доехать на...
Читать далее

Дата 30.05.20 Хороший отзыв8 Ответов1 Просмотрели559

Отзывы туристов