Очаровательная Венгрия (26.04.02 - 12.05.02)

Максим Страна:Венгрия
Город: Будапешт
Время отдыха: Дата вылета март 2002

Дата16.02.03 Хороший отзыв0 Ответов 2 Просмотрели13629

Наша поездка в Венгрию началась с предложения наших друзей, о том, что в Венгрии «тоже хорошо». До этого мы о ней знали крайне мало. Мы обратились в турфирму. Благо в Питере есть свой туроператор по Венгрии – «Венгрия-тур». Нам повезло. Ни в одной другой турфирме до этой и ни в одной после (пока) мы не встречали такого приёма! Нас не только снабдили исчерпывающей информацией о Венгрии на русском языке (!), но и с первого же нашего визита нам передали свою любовь к этой стране. Мы вылетали 27 апреля и тур получался изумительный (на работе мы отсутствовали всего 5 рабочих дней, при том, что отдыхали 2 недели).

«Пулково» доставило нас хорошо, и в Будапешт мы прилетели уже навеселе. Аэропорт там классный: современный и довольно большой. Быстро нашли маршрутный микроавтобус (AEROPORT MINIBUS), который доставил нас прямо до гостиницы (очень удобно и не дорого). Гостиница называлась MATIASH PINCE 3*. Средний, ухоженный, удачно расположенный отель. Всем рекомендую (только просите номера с видом на улицу). Разместились и сразу пошли гулять. Прямо напротив гостиницы решили поменять деньги и тут первый облом. Курс, написанный на киоске, оказался курсом продажи, а не покупки долларов. Вообще надо заметить, что венгерский язык практически уникален. По крайней мере, русскому понять его невозможно, даже примерно. Хотя в Будапеште везде нас понимали и по-английски. Таким образом, мы потеряли деньги на обмене, расстроились и пошли дальше. Гостиница располагалась и моста Елизаветы, названного в честь жены императора Австро-Венгрии Франц-Иосифа. Она была очень незаурядной женщиной и до сих пор очень любима не только в Венгрии, но и Австрии и Германии. Мы перешли через мост, и пошли на гору Геллерт. Как известно, Будапешт располагается на двух берегах Дуная: равнинном – Пеште и холмистом – Буде. Соответственно мы жили на Пеште, а пошли гулять на Буду. На этой горе стоит памятник священнику-мученику Геллерту, и оттуда открывается красивый вид на город. Вообще Будайская сторона богата на смотровые площадки. Спустившись мы решили перекусить и вернувшись на Пешт зашли в плавучий ресторан в американском стиле (?). Не помню как он назывался, но нам там не понравилось, особенно ценник. Набережная от моста Елизаветы до следующего Цепного моста очень живописна, т.к. на другой будайской стороне располагается королевский дворец и старая крепость (этот вид находится под охраной Юнеско). Так вот эту набережную венгры отдали под застройку 5* отелям. Вид из них, наверное, великолепный, но эти стеклянно-бетонные громады очень портят вид города. К сожалению, венграм не удалось сохранить город, когда из него уходили фашисты, как французы сохранили Париж, а мы Ленинград. Фашисты взорвали все значимые памятники венгерской столицы и мосты. Таким образом, почти всё, что мы видели там восстановлено после войны. Правда, у венгров хватало и других разорителей: татаро-монголы, турки, австрийцы и др.

Мы прогулялись по набережной, и зашли на идущую параллельно туристскую улицу. Мы перевели её название по-своему, как улица Васи. Там много сувенирных магазинчиков и кафе. Там же много обменников, причём курс в некоторых оказался впоследствии лучшим в Венгрии. Особенно хочется выделить кафе Taverna Udvar, расположенное почти посередине улицы. Мы там нашли огромный выбор очень вкусных пирожных. Вообще, в Венгрии очень вкусные кондитерские изделия. Из кафе мы отправились на экскурсию на водном трамвайчике по вечернему Дунаю. Они отправляются от той же набережной, о которой речь шла выше. Очень интересно. Будапешт вечером замечательно подсвечен и смотрится совсем по-другому, чем днём. Но экскурсия очень «туристическая», а, следовательно, дорогая (около 400 рублей на человека за 1 час катания). Правда, при этом зачем-то наливают шампанское всем по бокалу бесплатно. Наверно, чтобы Будапешт лучше смотрелся. Правда пить я уже к этому моменту не мог (в отличии от Сергея).

Утром нас ждала предоплаченная ещё в Питере обзорная экскурсия по городу. За нами заехал комфортабельный микроавтобус, где кроме нас было ещё 8 человек. Экскурсия была очень интересна и познавательна. Мы поехали на площадь Героев. Всё было бы ничего, если бы наш экскурсовод не был бы одновременно и водителем. Причём микрофон у него был ручной. Таким образом, он то говорил в микрофон, то бросал его и хватался за коробку передач. Мы пережили несколько незабываемых моментов. На площади Героев нам рассказали вкратце всю историю Венгрии (по Героям) и повели в замок Ваньдахуньяд. Издали он красивый, а на деле – полное смешение стилей. Кстати, это фирменный венгерский стиль – эклектика – смешение стилей. Я думаю, понятие говорит само за себя и пояснения излишни. Потом мы поехали на будайскую сторону к Рыбацкому бастиону. И снова облом: бастион, как и замок красивый, но сделан для туристов в двадцатом веке. Рядом стоит церковь Матьяша. Очень красиво, особенно крыша из цветной черепицы. Оттуда нас повезли на гору Геллерт к цитадели – крепости, которую построили австрийцы, чтобы держать под прицелом весь город. Цитадель так себе, смотреть нечего, но виды изумительные. Нам вообще повезло с погодой в первую неделю. И весна прекрасное время: всё вокруг цвело и благоухало. Мы решили здесь прекратить нашу экскурсию (она подходила к концу). Тем более, что на подъёме, мы заметили милый ресторанчик. Побродив по цитадели, мы спустились к нему. Ресторанчик действительно оказался замечательным как по кухне, так и по виду. Мы сидели по открытой площадке и любовались видом Будапешта, а вокруг всё благоухало зеленью. Там недалеко памятник Свободы, рядом с которым раньше стоял наш солдат-освободитель (как в Берлине). Но после известных событий его убрали. Уже вернувшись, я слышал, что венгры собираются вернуть его на место. Вообще, к нам русским венгры относились замечательно, даже создавалось впечатление, что русских они видели мало.

Приятно пообедав, мы начали спуск с горы. По дороге нам попался великолепный скульптурный памятник, символизирующий воссоединение Буды и Пешта. Спустившись к Дунаю, мы прогулялись по набережной и поднялись к королевскому дворцу на старинном фуникулёре. Очень интересно и красиво. Дворец средненький со стеклопакетами в окнах. Надо заметить, что у венгров плохо получается реставрация. Они выстаивают уже что-то современное, оторванное от прошлого. Такого рода «реставрацию» мы будем встречать по всей Венгрии. Осмотрев дворец и вид из него на секлобетонные 5* отели на другой стороне Дуная, мы пошли гулять по улицам крепости. Зашли в некий «естественный лабиринт», который оказался обычной разводкой для туристов с единственным маршрутом движения. Быстро осмотрев остальную часть города в крепости, мы засели тут же в кафе. Вернувшись в отель, мы передохнули и вечером поехали на такси ужинать в ресторан Сэр Ланцелот, который нам советовали посетить ещё в Питере. Он не обманул наших ожиданий. Без сомнений это лучший ресторан, который мы посетили не только в Будапеште, но и во всей Венгрии. Он сделан специально для туристов в средневековом рыцарском стиле. Кухня великолепная, блюда богатырские, прекрасный выбор вин. Да, Венгрия это страна вина. И какого вина! Утром после завтрака мы занялись арендой автомобиля. Турфирма свела нас людьми из некой фирмы, сдающей машины в прокат. Была ли фирма на самом деле, я не знаю, но ребята появившиеся в холле нашего отеля в качестве её представителей были очень импозантными. Ну точно венгерская мафия. Но мы ещё не знали, что обсуждать детали аренды машины и страховки, мы будем с двумя типами не понимающим русский и почти не говорящими по-английски. Какого же было наше удивление, когда и договор страховки, который мы должны были подписать был составлен на чистейшем венгерском языке! После полчаса бесплодных переговоров мы обратились к телефонной помощи турфирмы. Турфирма за них поручилась и, таким образом, мы получили на 12 дней не новый, но очень резвый и в отличном состоянии 2,5 л Ford Mondeo. Забегая вперёд, скажу, что машиной мы остались очень довольны. Обошлась она нам примерно по 50 $ в день. Однако скоро нас ждало первое расстройство: бак был почти пустой, а найти в чужом городе, да ещё в центре заправка – это не простая задача. Покружив, мы остановились, и пошли искать заправку (сбивчивые объяснения прохожих не помогли). В итоге мы заправились, купили атлас города, но тут нас ждало следующее испытание: местные гаишники остановили нас для проверки документов. Слава Богу, наши документы на машину на венгерском языке оказались в порядке. Зато потом мы ездили по стране безбоязненно, да и остановили нас ещё всего лишь раз. Вообще, полиции на дорогах почти нет.

Вскоре мы приехали в район Городского парка в купальни Сечени. Как известно, купание это национальное развлечение венгров. По стране полно лечебных купален. Но то ли мы были не воспитаны в этой культуре, то ли это не было целью нашего путешествия, только мы не поняли этого времяпрепровождения. Купальни Сечени это самые массовые и демократичные купальни в Будапеште. Они состоят из нескольких больших бассейнов под открытым небом и нескольких закрытых со специальными температурами и составами воды в последних. В открытых купальнях кишмя кишит народ, а в закрытых большая влажность и антисанитария. Душевых нет. Вообщем, мы вылетели оттуда через полчаса после прихода. Может, надо было идти в купальни отеля Геллерт, которые нам тоже советовали? Не знаю. Выйдя из бассейна, мы пошли в зоопарк напротив. Так себе обычный зоопарк, звери в клетках. Интересны остатки старого зоопарка, оформленного в стиле Гауди. Из них после войны сохранился лишь слоновник. Оригинально оформлено, но пахнет «как в слоновнике»! После зоопарка мы отправились на остров Маргит, который располагается в русле Дуная недалеко от центра Будапешта. На острове разбит красивый парк. Вернувшись в отель и передохнув, мы на такси поехали в ресторан (присмотренный нами днём) в районе Обуда. Так себе ресторан: сначала нам портила вечер группа немецких туристов (человек 30), которая горланила свои песни, а потом нас ещё и обсчитали. Правда, на удивление было меню и на русском языке.

Утро началось с лёгкого недомогания у Веры, вследствие чего она пропустила завтрак. Зато она с удовольствием приняла участие во втором завтраке, который мы устроили в уже упоминавшимся кафе TAVERNA. Ещё раз рекомендую. Однако нас ждал очередной облом. Сев в машину мы поняли, что из неё выкрали приёмник, аккуратно рассверлив замок. У машины не было сигнализации, и она стояла в переулке, примыкавшем к отелю. Естественно, несмотря на страховку, мы не стали разбираться и поехали по намеченному маршруту, решив не портить отдых. Однако после этого случая мы стали осторожней, но больше ничего такого не произошло. Мы поехали по излучине Дуная. Я уже стал ориентироваться в центре Будапешта и как всегда отвечал за работу штурмана. По Будапешту приятно ездить на машине: много развязок, понятная разметка и знаки, не много пробок. Правда, в одну из них мы попали сразу по выезду из города. У венгров это был выходной день, и многие тоже рванули в этом направлении. Первой остановкой был городок Сентандре. Делать в нём как оказалось нечего, но мы приятно «потормозили» в прибрежной кафешке. Ещё мы нашли там старый книжный магазин, где старая венгерка тщетно пыталась вспомнить слова по-русски. Дальше мы поехали в Вишеград. Здесь Дунай, извиваясь, поворачивает на 90 градусов. В Вишеграде находится старинная крепость. К ней ведёт красивая петляющая автомобильная дорога, и в ней очень много туристов. В самом замке делать нечего, но виды на Дунай здесь открываются действительно фантастические. Сергей даже назвал его «замком смотровых площадок». Стоит посмотреть! Затем мы двинулись дальше в архиепископский город Естергом. Он находится уже на границе (водной) со Словакией. В городе смотреть особенно нечего, но зато, какой здесь Эстергомский собор! Он является кафедральным в Венгрии, и его строили итальянские мастера. Собор великолепен, особенно купол и скульптуры. Про последние надо сказать отдельно. Вообще, в Венгрии беда со скульптурными памятниками. Они не красивые и грубые. Но какие скульптуры в Эстергомском соборе! Ангелы стоят как живые и готовые сделать шаг! К вечеру мы вернулись в Будапешт. Нам предстояла в отеле MATIUSH. В этот вечер мы решили посетить ресторан нашего отеля, который славится своими традициями. Ресторан действительно великолепный, очень вкусно, приятное обслуживание, всё стилизовано под средневековье. Здесь я ел самый вкусный в Венгрии гуляш. Вообще, Венгрия это не только страна вина, но и страна гуляша. Это очень вкусный суп с мясом, особенный аромат которому придаёт паприка. Я заказывал гуляш почти всегда в Венгрии, но нигде он уже не был таким наваристым и ароматным, как в ресторане короля Матьяша!

С утра мы уезжали из Будапешта, но по дороге заехали в местный универмаг – МОЛ. Я не помню его названия, но он находится рядом с железнодорожным вокзалом. Это огромное количество магазинов и магазинчиков, расположенных под одной крышей на нескольких этажах с огромной удобной парковкой. Здесь действительно есть, что выбрать! С трудом выбравшись оттуда через 3 часа, мы двинулись по автостраде М3. Вскоре мы приехали в Гёдолло. Это третий по величине дворец в Венгрии, подаренный императрице Елизавете (Сиси), о которой я уже упоминал. Дворец в жутком состоянии, кроме небольшой его части. Я так понимаю, государство там особенно не печётся о сохранении памятников культуры. Их восстанавливают (как умеют) частные лица, либо различные фонды. В итоге отремонтированные замки часто становятся отелями, а старые здания – ресторанами. Возможно это единственный путь их восстановления (реставрацией здесь и не пахнет), но мне он не нравится. Во дворце представляет интерес парк и выставка фотографий императрицы Елизаветы, которая, как известно, не разрешала фотографировать себя в старости. Из Гёдолло наш путь лежал на северо-восток к границе с Украиной. Мы быстро миновали городок Натван и местный дворец (смотреть не на что) и направились в горы Матра. Здесь находится самая высокая точка Венгрии – гора Кекеш (1015 м). Вот туда то мы и направились. Вид тут изумительный, зимой, наверное, ещё и отличные склоны для катания. В местном «сельпо» долго пытались втолковать продавцу, что нам надо местного вина. Ничего не добившись, мы выбрали первую приглянувшуюся (очень вкусное) и поехали дальше. Пустынная лесная дорога, петляя, вела нас на вторую по высоте точку – гору Гайя-Тетё. Вот где мы «оторвались» на мощном Форде. Правда, Веру скоро укачало, и мы поспешили с поиском ночлега. Горы здесь сплошь поросшие зеленью, и перед нами представали изумительные пейзажи. Когда мы добрались до места, то обнаружили, что наш Polyglott впервые нас обманул. Указанная гостиница была уже закрыта. Зато мы нашли рядом другую, и не прогадали! Этот небольшой пансион держал очень приятный венгр, у него был лишь один недостаток: он ни слова не понимал по-английски. Вообще, когда мы выехали из Будапешта, вокруг вдруг не стало людей понимающих по-английски. Зато все с удовольствием были готовы поговорить по-немецки (жаль только мы не умели!). Так и этот добрый венгр, он изо всех сил пытался нас понять, но не мог. В итоге нам пришлось объяснятся знаками (благо есть такой язык). Так что, соберетесь в Венгрию – учите немецкий! Естественно, что большинство туристов в Венгрии это немцы, австрийцы и швейцарцы. Интерьер гостиницы был в стиле сказки «Маша и медведи». Как оказалось этот стиль очень популярен в венгерских мотелях. Там было не более 10 номеров, но верхний этаж ещё ремонтировался. Хозяин был столь любезен, что с гордостью провёл экскурсию по ещё недостроенным номерам. Но, к нашему сожалению, он мог нам только налить, ужина у него не было. Мы отправились искать местный ресторанчик, но его вид не соблазнил нас. В итоге мы, оставив Веру отдыхать, поехали дальше – искать ужин. Ближайший городок был Paszto, и дорога к нему спускалась с гор великолепным серпантином. Ночью, при свете фар, окружающий нас лес казался загадочным и волшебным. Наверное, от этого наш Форд летел как птица. Каково же было наше разочарование, когда, приехав в городок, мы обнаружили, что все магазины уже закрыты. С трудом найдя какую-то пиццерию, мы осчастливили, скучающего от отсутствия клиентов, хозяина-еврея, заказав сразу 4 большие пиццы. Естественно он не говорил ни на каком языке, кроме венгерского и немецкого, так что объяснялись мы знаками. Вернувшись в гостиницу, мы устроили в ночи шикарный ужин на открытой террасе второго этажа.

Нас разбудило пение птиц. Вкусно позавтракав («континентальный завтрак») за счёт оплаты номера (кстати, номер стоил около 25 $ за двоих) с какими-то немцами, мы вышли во двор, и только тут ощутили, какой чистый там был воздух! Собравшись, мы тронулись в путь по уже известной дороге в сторону Paszto. Теперь мы могли видеть, как дорога красиво петляет, спускаясь с гор. В городке мы заехали в супермаркет и купили продуктов для «обеда на обочине». Из Paszto мы сделали небольшой крюк и заехали в деревню Holloko, которая признана ЮНЕСКО всемирным наследием. Она представляет в основном культурологическую ценность, так что нам не понравилось. Однако надо деревней возвышается древняя полуразрушенная крепость. От неё открывается прекрасный вид на окрестности. Отличное место для пикника, но мы недавно поели и поэтому поехали дальше. Отсюда мы отправились в сторону Эгера в объезд гор Матра. По дороге приостановились в городке Petervasara, но смотреть там было нечего. Остановились в селе Sirok, где на скале была разрушенная крепость. Ничего интересного. Несмотря на короткий путь, дорога из Sirok в Эгер очень петляла. Эгер, как нам обещали, это жемчужина барокко Венгрии. На самом деле мы в Санкт-Петербурге привыкли к другому барокко, более роскошному и великолепному. Наверно поэтому в Эгере мы не увидели ничего выдающегося. Однако очень красива церковь Святого Антония. Величественен и кафедральный собор, однако как говорят, его строили так долго, что сменилась эпоха и из барочного он стал классическим. Эгерская крепость - это плохой новосторой. Также недалеко расположен старинный турецкий минарет, на который можно подняться. Купив на рынке свежих фруктов (как оказалось безвкусных) мы обнаружили на лобовом стекле машины квитанцию штрафа за парковку в неположенном месте. Естественно мы его не оплатили (срок оплаты 30 дней). Выехав из Эгера, мы вернулись на автомагистраль № 3 и поехали в сторону Мишкольца. Проехав его насквозь, мы полетели в сторону Токая. Нельзя сказать, чтобы за окном был очень интересный пейзаж, но всегда было на что посмотреть. Вообще, впоследствии наше впечатление было лучше о восточной Венгрии, нежели о западной. Восточная выглядела более ухоженной и… более венгерской. Хотя, западная, конечно, ближе к Европе.

Не доезжая до Токая, мы свернули в соседний посёлок – Таркал. Он находится по другую сторону горы, у которой находится знаменитый Токай. Найдя просёлочную дорогу на вершину, мы оказались там уже к сумеркам. На всех высоких горах в Венгрии стоят телемачты, также было и там. Мы нашли полянку с великолепным видом и, наконец, устроились для долгожданного «обеда на обочине», превратившегося в ужин. Нас окружал сказочный вид, внизу волосяной линией тянулись поезда, а вокруг пели цикады. Одно из моих лучших впечатлений из Венгрии! Когда мы вернулись на автостраду, то стали искать мотель на ночь (мы его видели ещё по дороге туда). За рулём сидела Вера, и мы пережили несколько очень страшных секунд, когда она не смогла быстро развернуть длинный Форд на узкой автомагистрали. Это была наша вина, мы не объяснили ей особенность включения задней передачи на этой машине. Приехав в мотель, мы снова стали объяснять немецкоязычному венгру, что нам нужен ночлег. То ли венгр был слишком молод, то ли мы пришли в непонятном ему количестве (втроём!), однако здесь нам пришлось особенно тяжело. В итоге пришлось объяснятся рисунками.

Этот семейный мотель «SOS Borhas» нам тоже понравился. Он виден с автомагистрали № 37, но находится на дороге на Mad, почти в поле. Вид из него великолепный: впереди поле пшеницы, позади – виноградники. Утром семья хозяев занималась поливом газонов и подстриганием кустов. Здесь опять был вкусный «континентальный завтрак» с какими-то немцами. Собравшись, мы поехали в Токай. Здесь мы пытались не пропустить ни одного винного подвала, которые обозначались бочками на дороге у дома. В первом же мы встретили группу польских велосипедистов. Токай оказался милым провинциальным городком, по которому было приятно побродить. В Токае, как и по всей Венгрии гнездится много аистов. Самые известные винные подвалы здесь принадлежали семье Ракоцци. Туда мы и пошли на экскурсию. Нам повезло, и вместе с нами в группу попала русская пара (!) и их гид. Таким образом, мы понимали венгерского экскурсовода. Пошедшим вместе снами англичанам было гораздо тяжелей. Экскурсия состоит из некоторого рассказа и дальнейшей дегустации. Очень интересно и вкусно, всем советую. Хорошо набравшись «Короля вин, вина королей» - токайского, мы поехали на юг в сторону венгерской Пусты (Альфёльд – низменность).

Наша цель на этот день была – догнать до Балатона, а это более 350 км, что по венгерским меркам очень много. Кстати, для получения визы нам пришлось ещё в Питере оплатить отели на весь период поездки. Сначала это был Mayiash Pince в Будапеште, а затем сразу отель Club Tihany на Балатоне. Таким образом, во время наших поездок по Венгрии ночи в отелях были за дополнительную плату. Выехав из Токая, мы свернули на самую короткую, на мой взгляд, дорогу. Вскоре дорога привела нас к паромной переправе через реку Тиса, которая не была обозначена даже на моей подробной карте. Однако сама переправа нам очень понравилась. По поводу карт: большую подробную карту Венгрии на английском нам дали ещё в первый визит в турфирму, за что им большое спасибо. Она нам очень помогла. В самой Венгрии я купил комплект суперподробных карт, на которых был обозначен, похоже, каждый дом. Такие карты там выпущены по всем туристическим местам с разным масштабом. Я выбрал те районы, куда мы собирались поехать. Отдельно надо сказать и о дорогах в Венгрии. Выехав из Будапешта, мы старались ехать по автострадам, но вскоре поняли, что это ошибка. Дороги в Венгрии – супер! Причём любые. Мы поняли, что можем ехать по самым «колхозным дорогам» на скорости до 140 км/час. Эти колхозные дороги тем удобны, что на них нет автофур и гаишников. Вообще на автомагистралях разрешённая скорость до 80 км/час, а в населённых пунктах всего 50 км/час. В сёлах это, кстати, нелишне – не раз было: вылетаем из-за поворота, а здесь двое односельчан встретились и болтают, оставив лошадей или машины посреди дороги. На автострадах разрешённая скорость до 120 км/час, но мы так и не нашли ни одного такого участка. Правда, все дороги узкие: обычно полоса в одну сторону, полоса в другую и нет обочин. Таким образом, тяжело обгонять автофуры, которых довольно много на дорогах Венгрии. Конечно, на автомагистралях (в отличие от «колхозных дорог») лучше разметка и дорога в целом. Но мы все эти прелести компенсировали скорость передвижения по стране (благо наш мощный Форд это позволял). Довольно тяжело ехать за добропорядочными венграми, которые не превышают скорость и в посёлках тащатся 50 км/час. Зато мы были для самых продвинутых из них хорошими спонсорами (хотя как я говорил, нас не разу не остановили за скорость). Себя мы успокаивали тем, что ездить с такой скоростью можно только по их маленький стране. Вот если бы они попробовали с такой скорость ездить по России, то далеко бы не уехали. Из этого мы сделали вывод, что можем гонять от души. Обозначения населённых пунктов есть на всех развилках. Кстати, стояла жара градусов 25, и кондиционер в нашем Форде был совсем не лишним. Таким образом, выбирая самую короткую дорогу, мы оставили слева второй по величине город – Дебрецен и национальный парк Хортобадь (решив, что там нечего смотреть). По совету Polyglot мы остановились на обед в ресторанчике у дороги № 33 Patkos Csarda недалеко от Tiszafured. Красивый интерьер и внешний вид, кухня так себе. Очень колоритный ресторанчик! Далее наш путь лежал к городу Szolnok. Миновав его, мы направились в город Кечкемет. Здесь мы решили сделать остановку, и были вознаграждены. На наш общий взгляд, Кечкемент это самый интересный город в плане архитектуры, который мы увидели в венгерской провинции. Въехали мы в него к вечеру и осматривали уже при свете фонарей. Возможно, поэтому он нам так понравился! На центральной площади шёл концерт какой-то религиозной общины. Пели красиво, было много гуляющих, и музыка дополняла наше впечатления от окружающей архитектуры. Здесь невдалеке друг от друга находилось немало памятников архитектуры различных направлений и стилей. Красиво возвышался Музей науки и техники, построенный в стиле модерн. Рядом красивое здание ратуши со знаменитой цветной черепицей. Невдалеке городской театр с богатой лепкой на фасаде. Перед ним незаменимый атрибут европейских городов – Чумная колонна (очень красивая подсветка). А ведь рядом ещё и церкви различных концессий, каждая восстановленная в своём стиле. Естественно, здесь, как и почти во всей Венгрии большинство зданий восстановлены, однако местная реставрация нам понравилась больше остальных. В Кечкемете мы, наконец, увидели тот своеобразный стиль, который свойственен лишь Венгрии.

Однако нас ждал путь на Балатон, где мы надеялись хорошо отдохнуть. Если бы мы знали тогда, что нас ждало на Балатоне, то обязательно бы задержались в Кечкемете на ночь. Кроме того, недалеко от Кечкемета находится город Kiskunfelegyhaza, который считается столицей венгерского лакомства – гусиной печени. Его мы также не посетили за недостатком времени. Выехав из Кечкемента, мы направились на запад к мосту через Дунай в районе города Dunafoldvar. Дорога № 52 здесь прямая, но много машин (мостов через Дунай не так много). Было уже темно совсем темно, когда мы переезжали Дунай. Далее по дороге № 61, мы выехали на шоссе № 64. Даже в полной темноте, благодаря хорошей разметке и указателям, мы не заблудились. Конечно, в такое время по «колхозным дорогам» лучше не ездить. Было уже за полночь когда мы впервые увидели озеро Балатон. Это озеро крупнейшее в Европе (не считая российских озёр). Люди на нём селились ещё задолго для образования Венгрии. Балатон вокруг окольцовывает автомагистраль, по которой мы продолжили свой путь. Конечной точкой был городок Тихань, расположенный на одноимённом полуострове. Полуостров этот врезается далеко в глубь Балатона и делит озеро на две неравные части. Однако, не доезжая до Тихани, в курортном городе Balatonfured нас остановила полиция. Сергея как водителя вывели из машины, забрали документы и задали несколько вопросов о причинах нашего пребывания на Балатоне. После этого они запросили по рации информацию по нашим паспортам. Видимо ответ их устроил и совпал с версией Сергея, вследствие чего нас отпустили. Вся процедура заняла около 20 минут, но полицейские были довольно вежливы. Больше нас не останавливали до отъезда из Венгрии.

Наш отель Club Tihany находился на самой оконечности полуострова Тихань. Он находился на не очень большой территории на берегу Балатона и располагал основным жилым комплексом и множеством коттеджей. На receptions мы прибыли уже около двух ночи. Нас отправили в положенный нам коттедж. Однако он оказался сырым, и его убранство с трудом тянуло 2* отель. Это был очередной облом. В турфирме нам обещали 4* отель, а на наши вопросы на receptions впоследствии нам ответили, что «звёздность» имеет только основной корпус, а коттеджи идут без «звёзд». Мальчик на receptions сказал, что в ночи нам больше ничем помочь не может. В итоге мы пошли спать. Так закончился этот тяжёлый день, который начался в чудном пансионе под Токаем, а закончился в сыром коттедже в Тихани. Коттедж был не только сырым, мебель в нем была 70-х годов, убирали не очень чисто. Более-менее новой была система контроля доступа, которая доставила нам немало проблем при открывании – закрывании дверей. Коттедж состоял из гостиной-кухни, санузла, небольшого коридора и двух спален. Мы, наверное, были одними из первых жителей этого коттеджа после зимы. Таким образом, сырость была во всём, включая кровати. Наутро мы пошли на завтрак в основной корпус (мы не платили заранее за завтраки). Завтрак, и особенно обслуживание нам не понравилось, вследствие чего мы больше там не ели (покупали продукты в супермаркете и завтракали в коттедже). На receptions нам нашли русскоязычную девушку, которой мы вылили своё негодование. Нам объяснили, что турфирма ввела нас в заблуждение и нам могу предоставить номера в основном корпусе. Однако он нам не понравился ещё внешне, а, кроме того, тогда надо было обязательно оплатить завтраки. На нашу просьбу включить нам хотя бы отопление, сказали, что это будет дополнительно стоить 10$ в день. Делать было нечего, мы согласились, но при этом собрались и уехали из отеля. Наш путь лежал на юг в сторону границ с бывшей Югославией. В этом районе до сих пор живёт много славян. Центром является город Печ, названный так за былое искусное умение жителей обжига в печи. Знаменитая цветная венгерская черепица изготовлялась в этих краях. Кроме славного города Печ, мы не могли не посетить и знаменитую «винную дорогу» в районе Виллани. В Венгрии больше двадцати винодельческих регионов. Некоторые из них мы посетили. Самые известный из них – безусловно, Токай. Но в Венгрии не менее ценится и вино из крупнейшего винодельческого региона – Виллань (и надо сказать – заслуженно). Туда то мы и направились вначале!

Покинув отель, мы погрузились на местный паром, который через 10 минут доставил нас на другой берег. Таким образом, экономится до часа на объезд Балатона. Очень удобно! Доехав до Печа, мы зашли в один из местных гипермаркетов – Interspar. Здесь мы закупились продуктами, и поехали дальше. «Винная дорога» состоит из 6 населённых пунктов. Первый из них – деревня Mariaguid. Здесь расположен очень старый францисканский монастырь, где особенно поклоняются культу девы Марии. Красивая церковь. Следующая наша остановка была в городке Шиклош. В нём мы посетили ничем не примечательный замок. Однако дальше нам повезло больше: в деревне Nadyharsany мы остановились у дома с бочкой – и не пожалели! Хозяйка оказалась очень гостеприимной, но главное хорошо говорящей по-английски. Она усадила нас за стол и устроила дегустацию своих вин. Вино было отменное и у неё хорошо «затарились». Кроме того, у неё был большой выбор рукоделий. Также она угостила нас домашней кровяной колбасой, и мы не удержались – купили и колбасу по палочке. Надо сказать, что в Венгрии делают замечательную кровяную колбасу. Мы покупали её и в гипермаркетах, где её выбор широк. Конечно вкуснее, чем домашняя - не было, но тоже очень вкусно. Хорошо выпив и закусив, мы поехали дальше. Следующеё остановкой была сама деревня Виллань. Хозяйка, что нас так хорошо потчевала, посоветовала нам и пансион в Виллани, который держал её знакомый. Она кстати имела свой магазин и винный подвал в Виллани. Приехав в пансион Vitteni, мы были приятно удивлены, что нам сдали за приемлемую цену (ок. 30$) целый дом. В нём было 4 номера, но больше постояльцев не было. Наши добрые хозяева оставили нам ключи от дома, и ушли в свой дом. Было уже поздно, и мы поспешили по винным подвалам. Здесь их было множество, и в каждый приглашали зайти и попробовать вино. Не туристический сезон выдавало большое предложение и количество реконструируемых подвалов (которые к сезону собирались выдать за столетние). Деревня явно ждала наплыва винных туристов. Зайдя в пару подвальчиков, мы поняли, что нам хватит. Хотя вино здесь очень вкусное. Венгрия в целом и Виллани в частности – известны, прежде всего, белым вином. Красное вино производят мало, самое известное Eger Bikavar (Бычья кровь), которое делают в окрестностях Эгера. До поездки по Венгрии, я, по правде сказать, белое вино не уважал. В Венгрии же я ощутил его незабываемый вкус и аромат. Всё белое вино в Венгрии имеет свой неповторимый вкус. Здесь в России я в последствии не разу не пробовал венгерское вино с этим вкусом. Наверное, его разбавляют по дороге! В одном из местных ресторанчиков мы невкусно поужинали и пошли к себе. Пансиончик был очаровательный, и мы не отказали себе в удовольствии весь его облазить (4 этажа вместе с цоколем и подвалом). За разговорами и чаем (с непременной бутылочкой белого местного вина) мы провели замечательный вечер. Утром нас разбудили строители «древних» винных подвалов напротив. Когда мы спустились, нас ожидал «завтрак в саду». Хозяйка, по нашей просьбе, накрыла завтрак в саду с видом на виноградники. Завтрак был очень вкусный, вид изумительный, и, вообще, это одно из лучших воспоминаний о поездке. Попрощавшись с гостеприимной хозяйкой, мы поехали обратно в Печ. Там довольно интересный старый город. Очень старые мечети (остаток турецкого владычества). Больше всего понравился кафедральный собор. У него 4 оригинальные башни-колокольни, которые видны далеко от центра города. При входе массивные двери с красиво декорированные под виноградную лозу. Собор двухэтажный, красивая настенная роспись и алтарь. На балконе соседнего с собором дома оригинальный памятник Ф.Листу. Он изображён, как бы любующийся великолепным собором. Хорошо восстановлена старая крепостная стена, опоясывающая старый город.

Покинув Печ, мы, по совету Polyglot, поехали в город Байя, расположенный на Дунае. Нам пришлось сделать хороший крюк, и это было тем более обидно, что смотреть в городе было нечего. По дороге к Балатону мы сделали остановку в деревушке Hogyesz около красивого замка. Обойдя его и осмотрев снаружи, мы с уже привычным «удивлением», обнаружили, что это недавно открытый отель. К Балатону мы подъезжали в районе городе Шифок. Это крупнейший курорт на Балатоне, он протянулся вдоль набережной на несколько десятков километров. И тут Сергею стало нехорошо, он предположил, что с сердцем. По карте мы нашли какой-то медицинский пункт. Оказалась станция скорой помощи. Естественно, что наши объяснения никто не понял (венгерский или немецкий!). Однако нам было совсем не смешно! Спасибо какой-то пожилой паре, которые долго и упорно объясняли нам (плохо знающим их немецкий!), как найти аптеку. Не буду дальше рассказывать наши медицинские приключения в этот день, к сожалению, это не так интересно. Когда всё более менее успокоилось (с смысле Серёжа), мы вышли погулять по набережной Балатона в Шифоке. Кстати, я не зря говорю о набережных, так как пляжей на Балатоне мы так и не нашли. Весь берег это либо заросли трасты, либо каменная набережная с лестницами-спусками в воду. Глубина в Балатоне тоже впечатляющая – около 3 метров. У набережной в Шифоке плавали изумительные белые лебеди. Мы долго любовались ими, а потом кормили. Мы слишком поздно приехали на переправу – она уже закончила работать, а ни один из местных ресторанчиков нам не приглянулся. Нам пришлось опять объезжать вокруг Балатона (Сергей уже, конечно, не был водителем). Вернулись мы в отель Tihany Club уже поздно. Нас встретил уже прогретый коттедж, и нам показалось, что в нём можно жить. Поужинав в коттедже остатками купленного в гипермаркете, мы крепко уснули.

Не рано проснувшись, мы поехали в соседнюю деревню Тихань. Деревушка замечательная, отличный туристический сервис. Здесь находится старейший в Венгрии католический монастырь. Изумительная церковь! Настоящее произведение искусства – богатая лепка, тонкая скульптура и хрестоматийная живопись! Очень оригинальный орган – его украшают пляшущие(!) ангелочки. Церковь располагается на вершине холма, и с него открывается чудесный вид. Балатон как ладони! Чтобы продлить очарование, мы зашли в оригинальный ресторан. Он круглый и располагается на двух этажах. Мы были единственными посетителями в это время. Здесь оказалось меню и на русском языке (видимо наш отель любят турфирмы). Очень вкусно! Великолепное рыбное меню. Кстати, на десерт Марина ела блинчики а-ля Гундель. Это национальное венгерское лакомство придумал их единственный толковый кулинар – Гундель. Он систематизировал венгерскую кухню и написал первую поваренную книгу. А блинчики имеют начинку из горячего шоколада и орехами. Вкусно поев с великолепным видом (а это наше хобби), мы поехали на экскурсию по северному берегу Балатона.

Первым населённым пунктом был Веспрем – местный административный центр. Его ещё называют «городом королев